Кто никогда не попадет в такую книгу, так это популяция чиновников. А найти некоторых животных в Красной книге Урала невозможно по самой незатейливой причине: ее в таком виде просто не существует. Дело, в частности, упирается в территориальное деление. У каждого региона есть своя Красная книга, причем одна часть территории области может находиться на Урале, а другая часть вне его. Создать общий список исчезающих видов для всего Урала в принципе, возможно, но он мало что добавит к региональным реестрам, а для практической помощи все равно придется обращаться к местным нормативам и ресурсам.
Для Среднего и Южного Урала такие книги существовали, но в наше время в таких вопросах в основном ориентируются на местные списки. Животных, которые водятся на Северном или Полярном Урале, нужно и
скать в региональных книгах, например, в Красной книге Ямало-Ненецкого автономного округа. В ней упоминаются, в частности, три группы
северного оленя, одну из которых: полярно-уральскую популяцию (до 150 голов) можно было бы записать в Красную книгу Урала.
Если оленям не препятствуют газопроводы и прочие коммуникации, то они способны к миграции на расстояние более 1000 км, то есть в принципе могут из одной региональной Красной книги перекочевать в другую. В ЯНАО создан Полярно-Уральский заказник, в котором запрещен отстрел животных и ограничен доступ одомашненных оленей. Тем не менее численность таксона (группы) измеряется по одним данным десятками особей, по другим, более оптимистичным, до 150 экземпляров.
В соответствии с международной классификацией, во всех Красных книгах степень опасности исчезновения видов животных
обозначена в виде 6 категорий:
- 0 – исчезнувшие популяции. Эту самую печальную группу составляют позвоночные животные, существование которых не подтверждено за последние 50 лет.
- 1 – под угрозой исчезновения. Численность популяции достигла критического уровня.
- 2, 3, 4 – в промежутке между 1 и 5.
- 5 – восстанавливающиеся популяции. Численность животных приближается к состоянию, когда не требуются срочные меры по восстановлению.
В экологическом смысле Средний и Южный Урал выделяется из всего ареала далеко не в лучшую сторону.
Красная книга Среднего Урала
Сюда следует отнести
исчезающие виды уральской природы на территории Башкортостана, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей. Страницы этой книги регулярно обновляют браконьеры и похожие на них хозяйственники. Прежде чем обозначить круг пострадавших, следует обратить внимание на внешний фон, сопровождающий человеческую деятельность.
Согласно официальным документам качество воды во многих водоемах Свердловской области колеблется в промежутке от грязной до очень грязной или даже экстремально грязной. Общие выбросы, загрязняющие атмосферу, составляют более 1,2 млн тонн в год. Объем сточных вод, из которых 68% являются загрязненными, составляет почти 1,3 млрд куб. метров в год, то есть около кубического километра грязной воды выливает одна только Свердловская область. Остальные регионы не лучше.
Шесть главных рек области обозначены как наиболее загрязненные водные объекты России. При отсутствии полигонов по обезвреживанию ядовитых отходов, на территориях промышленных предприятий находятся шламохранилища и пруды-отстойники, накопившие около 900 млн кубометров токсичных сточных вод.
Около 20% лесов вокруг промышленных центров из-за вредных выбросов лишены части хвои или листвы. Некоторые города и даже целые районы Свердловской области выбиваются даже из такой удручающей статистики. Сложившиеся хозяйственные отношения не дают повода для оптимизма: предприятиям выгоднее внести некие штрафные платежи, чем изменить технологии производства и выделить средства на реконструкцию.
Это не досужие домыслы, а почти дословные выдержки из постановлений Правительства Свердловской области.
Компенсация ущерба, нанесенного природе, остается пустой декларацией. Даже реки с исключительно красивыми берегами Усьва и Чусовая, которые протекают через заповедные места, загажены промышленными стоками. А если учесть усложненные процедуры получения бюджетных средств и уже почти нескрываемое повальное воровство и коррупцию, то за Красной книгой Урала остается только наблюдать, как за историей болезни безнадежно больного.
Несмотря на огромное богатство Урала природными ископаемыми, еще есть много мест, не представляющих промышленного интереса, а потому хорошо сохранившиеся и населенные не только людьми, но и дикими животными. Для тех, кому повезло гораздо меньше, широко распахнута Красная книга.
Выхухоль
Это как раз тот зверек, кому
не повезло с местом жительства, и он попал в первую категорию Красной книги Среднего Урала, точнее, Пермского края и Челябинской области. (Основные места обитания выхухоли это пойменные озера, а они находятся западнее и восточнее Уральского хребта). Мелководные водоемы, высыхающие летом и промерзающие зимой, для нее не подходят. Выхухоль может выжить только в норах с выходом ниже уровня воды, а для этого берега водоемов должны быть хорошо выражены.
Людская жадность всегда была главной опасностью для этого маленького животного. Когда численность выхухоли была еще большой, ее массово уничтожали из-за красивого ценного меха. А разведение ондатры с той же прагматичной целью привело к вытеснению выхухоли из привычных мест обитания. Еще более негативное влияние на численность популяций оказывает хозяйственная деятельность человека: забор воды для орошения, осушение, загрязнение водоемов.
Еж
Занесение ежа обыкновенного в Красную книгу Свердловской области
может удивить кого угодно, но не жителей Екатеринбурга или Нижнего Тагила, которые на своей шкуре испытывают все прелести местной экологической обстановки. Если ее не выдерживают десятки видов насекомых, то пищевая цепочка дотягивается и до ежа. Вырубка и распашка зарослей только усугубляют обстановку. Еж ушастый занесен в Красную книгу Башкортостана.
Европейская норка
В Красной книге Челябинской области этот зверек попадает в категорию 1, в Башкортостане в категорию 2, а в Красной книге Пермского края он совсем отсутствует, так как находится в перечне охотничьих ресурсов. Так что для европейской норки американский вид представляет большую опасность, чем человек.
Другие животные
Если отвлечься от бытового понятия животные, под которым понимаются только млекопитающие, а иметь в виду то, что понимают под этим биологи, тогда рой насекомых, птиц и всего живого кроме растений займет несколько страниц только от их перечисления.
Из млекопитающих
можно выделить летучих мышей:
- усатая ночница
- водяная ночница
- нетопырь Натузиуса
- нетопырь-карлик
- прудовая ночница
- северный кожанок
- поздний кожан
- ночница Наттерера
Представители отряда грызунов:
- летяга – может совершать планирующие полеты до 50 м
- большой тушканчик
- лесной лемминг
- серый хомячок
- садовая соня
- хомячок Эверсмана
- джунгарский хомячок
Красная книга Южного Урала
К ней относятся
исчезающие виды Башкортостана, Челябинской и Оренбургской областей. В экологическую обстановку Оренбургской области основной вклад вносят АО «Орскнефтеоргсинтез» и «Гайский ГОК». Учитывая варварское отношение к природе, одного названия: “Медногорский медно-серный комбинат” достаточно, чтобы экологи содрогнулись, если они еще не привыкли к более масштабным последствиям. В Оренбургской области источники с чистой водой составляют всего 5%, в то время как, чрезвычайно грязная вода обнаружена в 16% водных ресурсах.
Около половины земель распахана, что вызывает эрозию почвы, засуху и снижает плодородие. При этом забирается около 25% воды бассейна реки Урал вместе с миллионами м куб. грязных стоков Челябинской области и своих собственных. Биологам, не имеющим практически никаких рычагов влияния, остается только фиксировать изменения в Красной книге.
Южнорусская перевязка
Этот зверек из
семейства куньих обитает в безлесных сухих степях и полупустынях. Немудрено, что на распаханных территориях он попал в категорию 1. Как и степной хорек, этот зверек в основном охотится ночью: на грызунов, птичек и мелких позвоночных. Ловкое и стремительное животное избегает соседства с человеком и окультуренных ландшафтов.
Хотя пятнистая маскировочная одежда перевязки не представляет ценности для охотников, этот зверек встречается в природе все реже и реже.
Сайга – Saiga tatarica
Подсемейство антилоп, сайга(к), даже по международным меркам степени опасности исчезновения находится в критическом состоянии. В Красной книге Оренбургской области это животное также находится в категории 1. Многие узнают эту
антилопу по горбатой морде. Эту форму объясняют эволюцией любовных звуков во время гона – самые мощные самцы издают звуки (через нос) более низкой частоты, предварительный отбор идет и в этом направлении.
В Оренбургской области существует государственный заповедник «Оренбургский», который состоит из 4 изолированных участков, самый большой из которых «Ащисайская степь» имеет площадь 7200 га. В гектарах цифра выглядит, может быть, даже внушительно, но в отношении защиты сайгаков это звучит скорее издевательством: территорию размером 8 на 9 км испуганное стадо этих антилоп пересечет быстрее, чем за 10 минут. Так что фразу: небольшие стада сайгаков встречаются в юго-восточной части Оренбургской области, следует понимать именно в этом контексте – могут случайно забрести.
Степной кот
Для самого ленивого и неповоротливого из котов маленькие площади заповедников не такая уж и большая потеря. Возможно поэтому это красивое животное занимает в Красной книге Оренбургской области
не очень опасную 3 категорию. Его добычей в основном становятся грызуны и птички. Зимой, когда песчанки не выходят на поверхность, изголодавшиеся коты могут забрести к человеческому жилью и залезть в курятник.
В заключение можно сказать, что варварское отношение к природе характерно не только для Уральского региона. Удручающее впечатление оставляют окрестности Норильска и природа Кольского полуострова вокруг промышленных комбинатов. До тех пор, пока священными животными остаются доллар и евро, диким зверям найдется надежное место категория 0 только в Красной книге.